Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе.
Современные воспитательные технологии.
*технология проектного обучения;
*личностно-ориентированная технология;
*здоровьесберегающая технология;
*технология учебной деловой игры:
*технология развития критического мышления;
*технология проведения учебных дискуссий;
*Тьютерство-технология педагогической поддержки;
*технология создания ситуации успеха;
*шоу-технологии;
*ситуативные технологии.
Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребёнку; принятие его личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Нежелание идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. И самая серьёзная проблема обучения, когда происходит крушение этого оптимизма.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.
А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребёнка к познанию окружающего мира, а учебное заведение школой радости.
Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребёнка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее.
Успех должен быть доступен каждому ребёнку. Если ребёнку удается добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха.
Ситуация успеха- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех-результат подобной ситуации. Ситуация-это то, что способен организовать учитель. Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие , ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Радость успеха младшего школьник отличается от радости подростка. В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков- реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на будущее. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.
Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе, и учебным занятиям, но достижения успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие.
Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. « Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2.Авансирование успешного результата.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности. « Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. « Выполняя работу, не забудь…» .
4.Внесение мотива.
Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. « Без твоей помощи твоим товарищам не справиться».
5.Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. « Только ты и мог бы…».
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий. « Так хочется поскорее увидеть…».
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Больше всего в твоей работе мне понравилось…».
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Профессионально-творческая деятельность педагогов по формированию ситуаций успеха создаёт необходимые разрешающие условия для самореализации и самоутверждения ребёнка в коллективе окружающих людей, признания его личностного потенциала, возможностей. Всё это приводит к появлению у воспитанника чувства радости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояние успеха. А это в свою очередь оказывает стимулирующее влияние на потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферы его личности, вызывая к жизни всё новые и новые потребности в позитивном успехе в учебно-познавательной и коммуникативной деятельности, увеличивая стремление самореализовать себя в классном коллективе и окружающей среде. Достижение школьником успеха, радости способствует формированию аналогичного состояния и у педагога, как результата его профессионально-творческой деятельности.